Музей железных дорог

История железной дороги в России

Все началось со строительства Царскосельской железной дороги, которая связала столицу Санкт-Петербург с императорскими резиденциями в Царском Селе и Павловске.

Право на строительство железной дороги получил австрийский инженер Франц Антон фон Герстнер. Под его руководством ранее строилась первая железная дорога в Австрии. Согласование проекта заняло дольше времени, чем само строительство. В итоге 27 сентября 1836 года состоялась первая пробная поездка поезда с конной тягой между Царским Селом и Павловском.

Полностью дорога была открыта в 1837 году. 30 октября Герстнер лично провел первый поезд до Царского Села. Так началась история железной дороги в России.

Чертежи Царскосельского вокзала. Само здание не сохранилось до наших дней.
Фото: commons.wikimedia.org

Первым вокзалом стал Царскосельский. Но первое здание до наших дней не дожило. Его неоднократно перестраивали. Последний проект был создан в 1900 году.

В 1842-м Николай I издал указ о строительстве между Москвой и Петербургом железной дороги — самой длинной на тот момент двухпутной трассы в мире. «Всего-то» девять лет — и дорога торжественно открыта, добраться из одной столицы в другую еще никогда не было так легко.

После смерти Николая I дорога в его честь стала Николаевской. И лишь в 1923-м ей присвоили современное название — Октябрьская железная дорога.

Не стой, паровоз

Развитие началось, и его уже нельзя было остановить. Новые вокзалы, станции, железнодорожные ветки… Уже освоенные технологии позволяли строить достаточно быстро. Так, Петербургско-Варшавскую магистраль проложили всего за два года с 1851 по 1853. Получился международный маршрут: Петербург «связали» с Царством Польским. Специально построили и Варшавский вокзал. Правда, его первое здание тоже просуществовало недолго: слишком много стало пассажиров, когда ветку стали продлевать, в старое здание они уже не помещались.

В том же 1853-м, в Петербурге у набережной Обводного канала на личные средства барона Штиглица началось строительство железной дороги, которая должна была связать столицу с Петергофом. Движение по ней открыли 21 июля 1857 года, а в 1864-м дорогу продлили до Ораниенбаума. Для этой дороги был построен Петергофский вокзал. Мы его сейчас знаем как Балтийский.

Чертежи Петергофского вокзала.
Фото: commons.wikimedia.org

Следующее направление, которое освоили петербургские железнодорожники — Финляндия. Санкт-Петербург — Рийхимяки и Финляндский вокзал — их построили в конце 60-х годов XIX века. Дорога дала толчок развитию дачных поселков на Карельском перешейке. В 1913 году был построен железнодорожный Финляндский мост, соединявший Петербургский железнодорожный узел в единое целое.

Дорога в Сибирь

История железной дороги в России продолжала развиваться. К концу века значительная часть Российской империи была охвачена рельсами и шпалами. Тогда же приступили к строительству Великого Сибирского пути — магистрали, связывающей Петербург и Владивосток. Вот это была действительно тяжелая работа: горы, леса, реки — все это очень осложняло строительство. Но, с другой стороны, благодаря трудностям, у нас появились Амурский и Красноярский мосты, а также другие шедевры архитектурной мысли. XX век наступил стремительно, принеся с собой крутые перемены, а также электрификацию всей страны. Железные дороги не остались в стороне — в 1931 году было решено подключить к электричеству несколько сотен километров пути по всей стране. Сорок из них пришлось на Ленинградский железнодорожный узел, а первым таким участком на Октябрьской дороге стал отрезок дороги от Ленинграда до Лигово.

Война на рельсах

Огромным испытанием стала Великая Отечественная война. В первые же ее дни приказом Народного Комиссариата путей сообщения был введен особый график движения поездов. Из гражданских поезда превратились в военно-санитарные — как постоянные, так и временные. Они обеспечивали эвакуацию людей и предприятий, а также контрнаступления советских войск под Москвой.

Паровоз, установленный в память о железнодорожниках «Дороги победы».
Фото: Сергей КУДРЯВЦЕВ, commons.wikimedia.org

Примером бесконечного мужества железнодорожников является уникальная ледовая трасса Шлиссельбург — Поляны — Дорога Победы. Зимой 1943-го ее построили всего лишь за 17 дней! Трасса линии на протяжении 10 километров проходила всего лишь в 3-4 километрах от вражеских позиций и на открытой местности; поезда подвергались частым обстрелам, поэтому было введено движение только в ночное время суток.

Крупнейшим проектом послевоенного времени стала Байкало-Амурская магистраль, или, как ее еще называли, стройка века. Кажется, на БАМ успела съездить потрудиться практически вся молодежь страны — недаром она была объявлена всесоюзной ударной комсомольской стройкой. На самом деле ее строили вплоть до начала XXI века. Хотя в 1984 году строительство в целом было закончено, последний участок магистрали был сдан только в 2003-м.

Читайте также:

показать еще